О ЛОМОНОСОВЕ

Среди всех сокровищ, которые в изобилии способна «российская земля рождать», Михаил Васильевич Ломоносов занимает особенное место. Трудно найти область науки и искусства, где не нашел бы отражения его гений. Однако, наиболее важно, что во всех своих свершениях М.В. Ломоносов предстает носителем национальной идеи: наука и просвещение для русского народа.

Великий русский ученый, философ, основатель Московского университета –Михаил Васильевич Ломоносов – сын крестьянина. Родился в селе Холмогоры Архангельской губернии. Желая учиться, в 1730 году Ломоносов отправился в Москву. В Москве Ломоносов выдал себя за сына дворянина и поступил учиться в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Во время обучения будущий русский ученый терпел сильную нужду. В 1735 году Ломоносов отправился на обучение в Киев. В 1736 году Ломоносова принимают в Петербургский университет. Тогда же его направили на обучение в Германию, в Марбургский университет. После возвращения из Германии Ломоносов стал адъюнктом Петербургской академии наук, в 1745 году его избрали профессором.

В 1741 Ломоносов вернулся в Россию. В 1742 был назначен адъюнктом Физического класса, а в 1745 — профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Сразу повел борьбу против "неприятелей наук российских" из числа иностранцев. Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. В 1748 он создал химическую лабораторию АН, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Самостоятельно сконструировал приборы для химических исследований, оптические инструменты. Занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье. В 1741-1761 в башне Кунсткамеры, построенной в Петербурге Петром I, проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты.

Ломоносов создал в России многие химические производства —неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора. Он изобрел фарфоровую массу, разработал рецептуру и технологию изготовления цветных стекол, которые использовал для своих мозаичных картин. Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику «Полтавская баталия», которые были высоко оценены Российской Академией художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом. Первым из русских академиков Ломоносов приступил к подготовке учебников по химии и металлургии: «Курс физической химии», «Первые основания металлургии, или рудных дел». В 1742 Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук.

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, "открытый для всех лиц, способных к наукам", а не только для дворян. Ломоносов выступил организатором многих научных, технических и культурных начинаний, сыгравших огромную роль в развитии России. В 1758 ему было поручено "смотрение" за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и гимназией при Академии наук. Ломоносов написал ряд трудов по истории, экономике, филологии. Наряду с научными исследованиями Ломоносов занимался литературным творчеством и опубликовал несколько од и трагедий.

Главным сочинением Ломоносова по языку была Российская грамматика, написанная в 1755 и выдержавшая 14 изданий. Это была первая получившая широкую известность грамматика русского языка, созданная в России. Использовав ряд идей старославянской грамматики МелетияСмотрицкого (ок. 1578-1633), Ломоносов высказал ряд оригинальных идей. Сохраняя некоторые архаичные представления (например, восходящую к латинскому эталону схему частей речи), ко многим вопросам подходил по-новому, в частности, отделяя звуки от букв и рассматривая физиологические и акустические свойства звуков. В Грамматике дается первая классификация основных диалектов (наречий) русского языка. Четко разграничены русский и церковнославянский языки, определены их основные различия на разных уровнях организации звуковой системы. Умер Ломоносов в возрасте 54-х лет от банальной простуды 15 апреля 1765 года.

Именем Ломоносова названы:

Учреждения науки, образования и культуры:
  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • Музей М.В. Ломоносова Российской Академии Наук
  • Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова
  • Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова
  • Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • Архангельский городской лицей имени М. В. Ломоносова
  • Гимназия Ломоносова в Риге
  • Лицей им. М. В. Ломоносова в Йошкар-Оле
  • Самарская средняя школа № 6 им. М. В. Ломоносова
  • Гимназия № 73 «Ломоносовская гимназия» в Санкт-Петербурге
  • Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова» в Москве
  • Национальный горный университет им. М. В. Ломоносова в Днепропетровске
  • Ломоносовская школа
Географические объекты:
  • Хребет Ломоносова
  • Полуостров Ломоносова
  • Кратер Ломоносов на Луне

и другие явления, объекты и т. д.